По следам М.В.Ломоносова
Сегодня учащиеся 9 и 10 классов МКОУ «Причулымская СШ» с использованием оборудования центра «Точка роста» выполнили Всероссийские лабораторные работы по химии и физике «Универсалиум». Мероприятие посвящено 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Материалы лабораторных работ естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» размещены на сайте Академии Минпросвещения России.
В рамках Всероссийской лабораторной работы обучающиеся проходят по следам открытий великого учёного М.В. Ломоносова, крупнейшего русского учёного-естествоиспытателя XVIII века. Выполняя работу, обучающиеся идут по пути, который М.В. Ломоносов считал главнейшим элементом в познании: «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды».
Ребятам предлагается изучить умозаключения М.В. Ломоносова и проверить их достоверность, проведя соответствующие наблюдения, измерения, эксперименты, описания, анализ, сравнение на физических, химических, биологических объектах, процессах, явлениях.
Многие химические и физико-химические процессы сопровождаются выделением или поглощением тепла. Например, Ломоносов так описывал изменения температуры в ходе процесса растворения соли в воде: «Посредством смешения поваренной соли со снегом или толчёным льдом физики получают материю, называемую по производимому ею действию
холодильной, так как вода, поставленная в неё в каком-либо сосуде, замерзает. В то время как это происходит, самый снег сжижается, и это опять-таки дает повод заключить, что та же огненная материя из воды переселяется в окружающий снег и от присоединения её последний плавится, а вода от её ухода застывает в лёд».
Учащиеся 10 класса прошли по пути Михаила Васильевича и исследовали тепловой эффект химической реакции. Лабораторная работа по химии называлась «Измерение теплого эффекта». Работа была интересной и плодотворной.
Тепловой эффект химической реакции, которая идёт с выделением тепла, — реакции между растворами кислоты и щелочи, учащиеся проводили три раза подряд, чтобы получить сходные результаты. Результаты измерений в ходе экспериментов заносили в таблицу и вычисляли средние значения температур. Затем ребята вычисляли тепловой эффект реакции и сравнивали с результатами учёного. Результаты учащихся 10 класса были более достоверными, так как они использовали современное оборудование.
Учащиеся 9 класса выполняли лабораторную работу по физике «Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела». Во время работы ребята выполняли различные задания с предложенного рабочего листа как теоретические, так и опытно-экспериментальные. По ходу анализировали соответствующие цитаты М. В. Ломоносова и сравнивали результаты своей работы и гипотезы великого ученого.
На этапе рефлексии учащиеся высказались, что такой формат работы, когда они повторяют опыты учёных из прошлого на современном оборудовании, очень познавателен и повышает интерес к изучению естественно-научных предметов.